Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 20:12

Главная » Статьи » Кремли, Замки и Дворцы России

Большо́й Га́тчинский дворе́ц
В самой высокой точке холма на берегу Серебряного озера в Гатчине высится монументальное здание, облицованное пудостским известняком. Императорский дворец – единственный «дворец-замок» в пригородах Петербурга.

Но, несмотря на то, что по своему облику дворец рождает ассоциации со средневековыми замками, он представляет собой самобытное произведение русской архитектуры, которое создавали несколько поколений мастеров – выдающиеся архитекторы и декораторы Антонио Ринальди, Винченцо Бренна, Андреян Захаров, Николай Львов, Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер, Роман Кузьмин. В Гатчине жил придворный живописец Яков Меттенлейтер, написавший плафоны, портреты, пейзажи. Панно и акварели создавали пейзажист С.Ф. Щедрин и художник Г.С. Сергеев. Некоторое время во дворце работал известный русский медальер (главный медальер Монетного двора) резчик по камню академик К.А. Леберехт.

* * *

История дворца начинается с небольшой мызы (помещичьего дома). Сама природа позаботилась о красоте здешних мест: чудесные озера и речки, густые леса, лишенный монотонности рельеф – все приглашало к отдыху. Вероятно, поэтому в этих местах, упомянутых еще в переписной книге 1499 года, было создано небольшое поместье, предназначенное для охотничьих забав.

Вначале Гатчинская мыза принадлежала Петру I. Затем он подарил ее своей сестре Наталье Алексеевне (построенный для нее на берегу Белого озера деревянный двухэтажный дом был разобран в 1793 году при устройстве на этом месте Ботанического сада). Впоследствии поместьем пользовались царские медики, а потом оно перешло во владение князей Куракиных. В 1765 году Екатерина II купила усадьбу, чтобы подарить своему фавориту графу Г.Г. Орлову. Именно для него по проекту А. Ринальди был сооружен дворец в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом.

Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами. Но Ринальди ввел и новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземный ход.

Средняя часть дворца была почти такой же, как сейчас, только сквозными были полуциркульные арки входных дверей. От главного корпуса отходили дугообразные крылья – полуциркули с открытыми в сторону двора галереями (лоджиями), со стороны паркового фасада стояли две пятиугольные башни. Территорию парадного двора ограничивали с двух сторон одноэтажные симметричные каре – Кухонное и Конюшенное с невысокими восьмиугольными башнями на углах. Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (итальянский скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (Иоганн Морлейтер). Две другие статуи тех же мастеров – «Мир» и «Война» установили со стороны парка.

Для облицовки фасадов использовался местный строительный материал – разновидность травертина, добывавшийся в окрестностях Гатчины – Пудости, Парице, Чернице. Травертин использовался еще в Древней Греции для строительства храмов. Гатчинский дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем.

Облик дворца соответствовал новому, утверждавшемуся в те времена, художественному стилю классицизм. Ринальди добился единства строгого величественного здания и паркового пейзажа.

Строительство дворца закончилось в 1781 году. Григорий Орлов, как человек очень богатый, превратил его в свою роскошную резиденцию, для украшения которой приобретались художественные произведения, статуи, картины, мебель, книги, оружие.

В 1783 году, после смерти графа Орлова, Екатерина II выкупила у наследников в казну гатчинское поместье с приписанными к нему деревнями и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

План Гатчинского дворца

1. Центральный корпус
2. Кухонное каре
3. Арсенальное (Конюшенное) каре
4. Плац
5. Сигнальная башня (с громоотводом)
6. Часовая башня
7. Памятник Павлу I
8. Бастионная стена с бастионами
9. Собственный сад
10. Мосты через ров
11. Купол дворцовой церкви


Павел I преобразил Гатчину сообразно своим представлениям и склонностям: город стал напоминать военный лагерь, подвергся изменениям и дворец. Перестройка дворца производилась под руководством архитектора В. Бренны. Екатерина II следила за перестройкой. Предложенный Бренной на утверждение проект прошел экспертизу компетентной комиссии, в которую входили архитекторы И. Старов, Е. Соколов и Дж. Кваренги. 

Сквозные арки для прохода в парк в первом этаже здания были заложены, надстроены Кухонное и Конюшенное каре, закрыты кирпичной кладкой и облицованы желто-красным известняком (черницкая плита) проемы между мраморными колоннами на открытых лоджиях полуциркулей. Со стороны противоположной парку, вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, обнесенный бастионной стенкой с амбразурами для пушек и рвом с водой и четырьмя мостами. Сложился новый художественный облик дворца, сочетавшего характерные черты загородной виллы и крепостного сооружения.

Переустройство коснулось и интерьеров дворца. Были изменены объемы залов и галерей, менялась отделка. Анфилады парадных помещений, их размещение приспосабливалось к условиям придворного церемониала.


На первом этаже Главного корпуса находились помещения различного функционального назначения, в том числе личные комнаты императора Павла I, с окнами, выходящими в Собственный сад. Личные комнаты – Нижняя Кавалерская, Нижний Тронный зал, Туалетная и др. – принадлежали к числу интереснейших образцов жилого интерьера XVIII века! Ниже представлены эскизы этих 3х комнат:

НИЖНЯЯ КАВАЛЕРСКАЯ отличается от всех жилых комнат строгостью отделки, отсутствием орнаментальных росписей, холодными оттенками колорита стен и плафона, решенного на сочетании голубовато-зеленоватых тонов, значительными размерами апарта-мрнта, мягким полусумраком, так как окна выходят в вестибюль, полуофициальным характером убранства: три большие картины, два портрета четы Голицыных, ряды стульев но периметру комнаты. Здесь всегда дежурили и ожидали приема офицеры. Среди произведений искусства обращал на себя внимание тканый портрет Г. Орлова - одно из лучших полотен Петербургской шпалерной мануфактуры, созданное И.Б. де Ронде в 1763 году.Архитектор Р. Кузьмин, перестраивая в 1850-е годы Арсенальное каре, творчески использовал художественные особенности архитектурных форм эпох и приемы оформления залов дворца своих предшественников конца XVIII века.

НИЖНИЙ ТРОННЫЙ ЗАЛ - самый большой зал среди личных комнат и самый строгий по выбору предметов убранства. Стены зала сплошь, как это было принято в XVIII веке, покрывают картины в золоченых рамах. Здесь можно увидеть жанровые полотна итальянских художников XVII-XVIII веков, пейзажи, портреты Меншикова, Миниха, Шереметева. На столе с бархатной скатертью гранатового цвета стоял обелиск из слоновой кости в честь побед Павла I над Наполеоном. Но главное место в зале занимал огромный - во всю стену от пола до карниза - портрет Петра I на коне. В ранних описях отмечено: «Изображение государя императора Петра Великого, сидящего на коне. Сей портрет весьма хорош, но автор его неизвестен». Сейчас исполнение этого произведения связывают с именем французского художника Ж. Жувене. В 1797 году на фоне портрета Петра I устанавливается тронное кресло. С тех пор интерьер приобрел второе название «Нижний тронный зал».

НИЖНЯЯ ТУАЛЕТНАЯ входила в анфиладу личных комнат и принадлежала к числу интереснейших образцов жилого интерьера конца XVTII века. При отделке этой комнаты архитекторы щедро использовали дуб. Единство материала, тщательная обработка поверхности дерева, выявленные текстура и цвет, филигранная профилировка деталей, сочетание дуба с золочеными рамами картин придавали интерьеру целостность и строгое изящество. Белая кафельная печь в виде монументального архитектурного сооружения (ротонды с колоннами ионического ордера и барельефами на мифологические сюжеты) была основным архитектурным акцентом. На стенах размещались картины с изображением Гатчинского парка, с сюжетами на мифологические и библейские темы. В годы Великой Отечественной войны картины были сохранены и после реставрации интерьера вновь займут прежние места.

Из Вестибюля со стенами, облицованными пудостским камнем, наверх в бельэтаж вела большая гранитная Парадная лестница.

Изысканные по архитектурно-художественному решению, парадные залы дворца представляют собой совершенный образец стиля русского классицизма рубежа XVIII – XIX веков.

Анфилада парадных комнат начинается с Аванзала (или Верхняя Кавалерская), где происходил развод караула по внутренним покоям дворца.

АВАНЗАЛ - первый парадный залбельэтажа, открывающий анфиладу чалов главного дворцового здания. Здесь проходила смена дворцового караула, здесь ждали приема придворные. Переделывая зал. архитектор В. Бренна оставил все лучшее, созданное здесь до него Ринальди: эффектную композицию наборного паркета в виде двух гигантских пальмст. отходящих от центра и занимающих почти всю поверхность пола, двери с наличниками из профилированною роюватого искусственного мрамора в виде пластин с причудливым узором. Учитывая назначение и расположение зала. Бренна украсил блекло-фисташкового цвета стены строгими ленными рамками из переплетенных колец, падугу о гдекорировал гирляндами дубовых листьев, шлемами древнеримских воинов, а в плафон ввел выразительный лепной декор е атрибутами воинской славы.

Затем – Мраморная столовая для праздничных обедов в особо торжественных случаях, созданная на месте двух комнат орловского дворца. Столовую украшают 16 каннелированных колонн каррарского мрамора, барельефы со сценами из жизни бога виноделия Диониса, чудная лепка, воссозданная ныне реставратором Л.А. Стрижовой. Часть зала, предназначенную для буфетной, отделяют балюстрады с вазами со светильниками в виде ваз, а за ней на высоком постаменте – статуя Эрота, натягивающего лук, копия античной скульптуры Лисиппа.

Мраморная столовая


Смежное с Мраморной столовой помещение – Тронная Императора Павла I, созданная на месте кабинета Г. Орлова. Стены зала украшают гобелены «Азия» и «Африка», вытканные в 1780 годах во Франции по картонам Ф. Депорта в мастерской Ж. Нейльсона, и «Церера» с изумительными цветочными гирляндами на розовом фоне. Между окнами находится тронное место с балдахином, креслом и подножной скамейкой. Трон был деревянный, резной, сплошь вызолоченный, обит малиновым бархатом, с вышитым на спинке золотом, серебром и шелком императорским гербом. Особое украшение Тронной – паркет. Три переплетающихся венка на нем выполнены из табачного дерева, окружающая их сетка – из яблоневого и розового, а детали – из красного дерева, палисандра, ореха, груши и других пород деревьев.

 Тронный зал



Дверь из Тронной ведет в Малиновую гостиную. Она получила название по цвету гобеленов и французского мебельного гарнитура с малиновой обивкой. Три гобелена из серии «Дон Кихот», вытканные по картонам Ш. Куапеля под руководством П. Козетта и К. Ордана на королевской мануфактуре, были подарены Павлу Петровичу и Марии Федоровне Людовиком XVI в 1782 году.

 Малиновая гостинная

Малиновая комната соседствовала с Парадной опочивальней. Стены Опочивальни, убранство кровати, балдахины, обивка золотой с резьбой мебели, оконные портьеры были выполнены из голубого лионского шелка с вытканными серебром высочайшей пробы медальонами, букетами цветов и другими узорами. Ткань была получена в качестве дипломатического подарка от французского короля Людовика XVI. В убранстве Опочивальни обращали на себя внимание две большие кобальтово-синие с золочеными рельефами и ручками вазы, изготовленные на Севрской мануфактуре. Пилястры искусственного мрамора были расписаны художником Ф. Лебенским по мотивам арабесок лоджий Рафаэля. Живописный плафон «Свадьба Психеи» (Г.-Ф. Дуайен) воссоздан в 1980-е годы в мастерской Я. Казакова.

 Парадная опочивальня


К Опочивальне примыкают комнаты императрицы – Будуар, Башенный кабинет, Туалетная:

ТУАЛЕТНАЯ - парадный зал, расположенный в торце главного корпуса с окнами в Собственный сад. Сложное перекрытие с углублением в виде свода, мягкость и нежность цветового решения, фарфоровая хрупкость лепных узоров, профилированные наличники из искусственного мрамора голубоватого оттенка с белыми и темными вкраплениями, виртуозный рисунок наборного паркета выявляют почерк А. Ринальди. Мраморные портретные барельефы, словно подвешенные на вертикальных лепных гирляндах, связанные именем В. Бренны. В годы Великой Отечественной войны наиболее ценные произведения, украшающие интерьер, — многопредметный фарфоровый прибор, каминные вазы, барельефы - были спасены. В настоящее время ведется комплексная реставрация этого уникального зала, поражающего единством архитектуры и убранства.

БАШЕННЫЙ КАБИНЕТ. В форме кабинета повторена пятиугольная планировка башни. Для зрительного увеличения этой двадцатиметровой комнаты над мраморным камином, расположенным напротив входа, почти во всю высоту стены вставлено прямоугольное зеркало, отражавшее необычную форму кабинета и создававшее дополнительные эффекты. Поле каждой стены, окантованное орнаментальной росписью, было заполнено станковыми живописными полотнами XVIII веков в золоченых рамах. Секретер украшали изделия из янтаря и слоновой кости. Перед камином стоял экран красного дерева с росписью по молочному стеклу, выполненный в Петербурге Г. Гамбсом в 1794 году. В низких шкафах, дверцы которых повторяли рисунок дубовых панелей, находилась интереснейшая подборка книг XVIII века по различным отраслям знаний. Там же были собраны рукописи, планы Гатчины и других городов России.

Двери из Туалетной вели в два небольших помещения, служивших проходными в Тронную Марии Федоровны, устроенную В. Бренной на месте Китайской комнаты Г. Орлова, оформленной в свое время А. Ринальди. В великокняжеский период комната именовалась Картинной. После превращения в Тронную из нее убрали всю мебель, оставили лишь большой золоченый стол, заставленный порфировыми вазами и скульптурами. Главное украшение Тронной составляла коллекция картин западно-европейских художников.

Через дверь из Тронной можно попасть в самое большое, предназначавшееся для особо торжественных приемов в XVIII и XIX веках, помещение – Белый зал . Часть мраморных барельефов и скульптур, украшающих интерьер, относятся к временам Г. Орлова, они были закуплены за границей для Екатерины II и использованы А. Ринальди в Гатчине. Особую ценность представляют подлинные античные произведения – барельефы «Жертвоприношение» и «Пастух», а также скульптурные портреты императора Каракаллы и Антиноя. 

 Белый Зал


В ходе работ, предпринятых В. Бренной, Кухонное и Конюшенное каре были перестроены, чтобы создать дополнительные апартаменты. В Конюшенном каре устроили театр, библиотеку, арсенал; каре стало называться Арсенальным. В левом полуциркуле, ведущем в Кухонное каре, появились Чесменская (названа так из-за помещенных на стенах трех больших картин художника Ф. Гаккерта с эпизодами Чесменского сражения) и Оружейная галереи. В правом полуциркуле, ведущем в Арсенальное каре, была создана Греческая галерея:

ГРЕЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ словно озарена солнцем благодаря легкой тонировке стен в светло-апельсиновый цвет и оранжевым шелковым занавесям на полуциркульных окнах. Как напоминание о солнечной Элладе в зале создавалась золотистая светловоздушная среда, в которой особенно органично соединялись все элементы декора и убранства, связанные с искусством Древней Греции. Стены были отделаны рельефами с танцующими вакханками и медальонами с профилями античных героев, на лепных кронштейнах размещались мраморные бюсты римских императоров и философов, напротив окон были расставлены мраморные статуи античных богов и богинь. Четыре больших полотна Г. Робера изображали архитектурные сооружения Древнего Рима.Построенная в 1790-е годы по проекту В. Бренны Греческая галерея завершала парадные залы дворца, сохранившие отделку конца XVIII столетия.

ГОСТИНАЯ была оформлена в нижнем этаже Арсенального каре в 1858 г. Интерьер решен в песочных тонах, тонко моделированная лепка на своде в виде растительных побегов выделялась на слегка оттененном желтоватом фоне. Главным убранством комнаты были картины в золоченых рамах. В те годы Александр II посещал Гатчину для охотничьих забав, что сказалось на предметах убранства: над дверью были размещены чучела зверей, в каминный экран вставлена картина Г. Гроота и изображением охотничьей собаки, на полу шкура медведя. Гостиная была обставлена мягкой стеганой мебелью, выполненной в знаменитой мастерской А. Тура. Зал представлял значительный интерес как историко-художественный интерьер дворцового быта второй половины XIX века, когда традиции в оформлении дворцовых интерьеров уступали место буржуазным представлениям о жилом комфорте и уюте.

ЧЕСМЕНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - одно из лучших произведений В. Бренны. Интерьер был создан в честь побед русского флота под Чесмой в 1770 году. Ритм пилястр, украшенных лепными медальонами с профилями древнеримских воинов и фасциями, изображениями доспехов, гирлянды из дубовых листьев, большие живописные полотна Ф. Гаккерта со сценами Чесменского сражения, динамичный рисунок паркета, лепные знамена и фигура победоносного орла над каминным зеркалом — все было проникнуто торжественным настроением.В торце галереи были устроены хоры с балюстрадой для оркестра. Окна галереи обращены к глади Белого озера. Между окнами размещались зеркала, увеличивавшие площадь зала и отражавшие парадную декорацию противоположной стены. Полуциркульная планировка делала интерьер еще более выразительным, так как художественный эффект достигал всей полноты по мере движения посетителей по галерее.

В 1799 году В.Бренна был занят на строительстве Михайловского замка, и некоторые работы заканчивал А.Д. Захаров. Он завершил надстройку Кухонного каре, разработал проект новой Дворцовой церкви и построил ее (первая в Гатчине церковь существовала во дворце еще при Г. Орлове)
В 1801-1828 годах дворцом владела вдова Павла I Мария Федоровна, затем с 1828 до 1855 года здесь была одна из резиденций Николая I. Следующие владельцы дворца – Александр II, Александр III, Николай II.

Архитектором, завершившим создание Гатчинского дворцового комплекса, был Р.И. Кузьмин, приступивший к работам во дворце в 1845 году. Ему предстояло увеличить количество помещений для размещения во дворце семьи Николая I, полностью перестроить каре и, одновременно, провести реставрацию Главного корпуса. По проекту Кузьмина высота обоих каре поднималась до уровня полуциркульных галерей. В каждом каре устраивался глубокий подвальный этаж, над ним шел первый, затем антресольный и высокий третий этаж.

находились апартаменты Николая I, затем Александра II и Александра III. Р.И. Кузьмин создал ряд интерьеров: Парадный вестибюль и Мраморную лестницу в традициях ренессанса, Театр в духе позднего классицизма, Китайскую и Готическую галереи, Церковь.

ГОТИЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - этот эффектный интерьер, расположенный вдоль апартаментов Николая I на нижнем этаже Арсенального каре с окнами во двор, создан архитектором Р. Кузьминым в 1847-1851 годах в стиле историзма. Свое название галерея получила благодаря архитектурно-художественному решению. Удлиненные пропорции, готические своды, веерами расходящиеся над пучками тонких колонн, цветные стекла в оконных переплетах, дубовые панели, орнаментированные готическим узором, заостренные арки оконных проемов напоминали средневековые сооружения.

Галерея была украшена коллекцией портретов XVIII века, китайским фарфором и мебелью, выполненной в мастерской А. Тура по восточным образцам.


КИТАЙСКАЯ ГАЛЕРЕЯ создана по проекту архитектора Р. Кузьмина в бельэтаже Арсенального каре, окна которого обращены на Голландские сады, и расположена вдоль дворцового фасада над Готической галереей. Здесь так же, как и в Готической галерее, все оконные и дверные заполнения, панели, паркет выполнены из хорошо отполированного дуба. Внутренние оконные рамы стрельчатой конфигурации вверху украшены цветными стеклами наподобие средневековых витражей. Интерьер галереи ошеломлял обилием предметов восточного искусства: китайский фарфор (вазы, чаши, блюда, статуэтки, сосуды); изделия из лака различного назначения, форм, цвета и размеров; мебель, расписанная золотом или выточенная из камня, - тысячи произведений, расставленных шпалерами в несколько ярусов, своей экзотической красотой производили непередаваемый эффект.

Здесь также можно увидеть Дубовый кабинет, ситцевые комнаты, Зеленая угловая и др.:

ДУБОВЫЙ КАБИНЕТ Арсенального каре выделялся декоративной целостностью отделки. Стены его были оформлены светлыми дубовыми панелями и резными рамами, в которые были вставлены яркие вышивки с крупными цветочными гирляндами. Сводчатый потолок, тонированный под дуб, с лепным растительным орнаментом, словно крышка изящной шкатулки, завершал убранство этого сравнительно небольшого интерьера. На резных консолях вертикальных панно размещались фарфоровые скульптурные группы, выполненные на знаменитой Мейсенекой мануфактуре в середине XVIII века.

В 1851 году на площади перед дворцом был установлен памятник императору Павлу I, работы скульптора И.П. Витали на пьедестале, спроектированном Р.И. Кузьминым.


«СИТЦЕВЫЕ» КОМНАТЫ Арсенального каре отличались красочностью и уютом. Их стены и мебель были отделаны вощеным английским ситцем - чинзом. Из этого же материала были выполнены разнообразные драпировки. Поверхность ситца, обработанная воском, позврляла производить влажную уборку, а яркий цветочный орнамент придавал комнатам радующую глаз нарядность. Фактически это были первые моющиеся обои, обладавшие безупречными гигиеническими и эстетическими достоинствами.

ЗЕЛЕНАЯ УГЛОВАЯ - небольшой зал, соединяющий Греческую галерею с центральным корпусом, сохранивший отделку А. Ринальди.Свод плафона и оконные ниши были украшены лепными трофеями и портретными медальонами. Над дверными наличниками из искусственного мрамора - выразительные лепные композиции из доспехов древнеримских воинов.

* * *


В конце мая 1917 года в Гатчинском дворце начала работу комиссия по описи дворцового имущества. 19 мая 1918 года дворец стал государственным музеем, в котором были сосредоточены художественные ценности, имеющие мировое значение: экспозиции и фонды насчитывали около 54 тысяч экземпляров. 

После начала Великой Отечественной войны были приняты меры по защите дворца от воздушного нападения. Но 15 августа 1941 года фашисты сбросили первую авиабомбу на дворец, ее осколки повредили лепку фриза Арсенальной галереи и живописное панно на стенах соседней Овальной комнаты. Значительные разрушения причинила другая авиабомба, взорвавшаяся во дворе Арсенального каре, а также артобстрелы. 9 сентября 1941 года Гатчина была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

Еще в начале войны главный хранитель Гатчинского дворца С.Н. Балаева и научный сотрудник И.К. Янченко организовали эвакуацию коллекций. Было отправлено в тыл четыре железнодорожных вагона ценностей, часть экспонатов перевезли в Ленинград. Оставшееся музейное имущество сотрудники разместили в подвалах дворца. Люди работали с риском для жизни вблизи от линии фронта. Благодаря им удалось сохранить пятую часть музейных сокровищ.

При отступлении из Гатчины в 1944 году фашисты сожгли дворец.

Сразу после освобождения Гатчины С.Н. Балаева вернулась во дворец. И.К. Янченко в дни блокады Ленинграда погибла на Невском проспекте во время артобстрела. На месте великолепного творения русских зодчих стояло обгорелое здание, без крыши, с обрушенными перекрытиями, стены несли следы осколков снарядов и бомб. И все же была надежда на восстановление дворца, так как сохранился архив по его строительству, фото-архив, акварели Э. Гау и Л. Премацци с видами интерьеров, обмерные чертежи, выполненные Р.И. Кузьминым, и другие материалы.

Уже в 1944 году бригада архитекторов и художников начала снимать кальки с сохранившихся композиций, делала обмеры и зарисовки. Но возрождение музея в силу различных причин тогда не произошло.

С 1950 по 1959 годы дворец занимало Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, затем – ВНИИ «Электронстандарт», «закрытое» предприятие военно-промышленного комплекса СССР.

В мае 1976 года началось освобождение здания для комплексной научной реставрации и музеефикации. 8 мая 1985 года были открыты три зала парадной анфилады.

В настоящее время в экскурсионный маршрут дворца входит анфилада парадных залов XVIII века. Можно посетить многочисленные постоянные и временные выставки.

Открыт подземный ход, ведущий из покоев дворца к Серебряному озеру.

Спасибо за фотографии и информацию официальному сайту: http://history-gatchina.ru

Категория: Кремли, Замки и Дворцы России | Добавил: katarinochka (29.12.2009) | Автор: catherine
Просмотров: 6957 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0