Замок Шамбо́р (фр. château de Chambord) Замок Шамбо́р (фр. château de Chambord) — самый крупный из всех замков Луары. Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.
Строительство велось между 1519 и 1547 годами на изгибе реки Коссо́н (Cosson) — небольшого притока реки Бёвро́н (Beuvron), впадающей в Луару, приблизительно в 6 км от левого берега Луары и в 14 км на восток от Блуа во французском департаменте Луар и Шер (номер департамента 41).
Архитектура
Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.
Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то время архитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.
План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья. Внутри донжона находятся 5 жилых этажей. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре. Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла. В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль (Jean le Humble). Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве.
Поговаривали, что Франциск I со своим другом Жаном ле Гумбль хотели даже изменить русло течения Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но отказались от такой идеи.
Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем лучше передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи. Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу и наоборот. По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру. Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.
Второй этаж также примечателен своими сводами, украшенными эмблемой короля (монограмма F, увенчанная короной, и саламандра) в сопровождении шнура в узелках — эмблемы его матери, Луизы Савойской. Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены кверх ногами, — «чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь»!
|